10 июля 2011 года примерно в 13 часов 30 минут по московскому времени в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан потерпел крушение теплоход «Булгария». Основной причиной крушения стало то, что экипаж не задраил иллюминаторы, и в них залилась вода, когда в результате порыва ветра и выполнения поворота возник крен.
Теплоход «Булгария», совершавший круиз по маршруту: Казань — Болгар — Казань. На борту теплохода находился 201 человек.
Согласно отчёту «Ространснадзора»: «Около 12:25 10 июля судно попало под воздействие сильного порыва ветра с левого борта, начался сильный ливень с грозой. В этот момент «Булгария» входил в левый поворот. Следует отметить, что при перекладке рулей влево все теплоходы приобретают дополнительный динамический крен на правый борт. В результате угол крена составил 9 градусов. Иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через открытые иллюминаторы за 1 минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды. Чтобы уменьшить площадь воздействия ветра на левый борт, капитан решил лечь курсом «на ветер». Для этого рули были положены на 15° влево». В результате крен увеличился. Суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту. После этого все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду. За последующие 5—7 секунд произошло резкое увеличение крена от 15 до 20 градусов, в результате чего судно опрокинулось на правый борт и затонуло.
Два судна — сухогруз «Арбат» и толкач «Дунайский 66» — прошли мимо плотов с пассажирами и экипажем теплохода «Булгария». Первым судном, пришедшим на помощь терпящим бедствие, являлся круизный теплоход «Арабелла», экипажем которого и была проведена спасательная операция. На борту теплохода «Арабелла» выжившим была оказана первая медицинская помощь, предоставлены еда, горячее питьё и сухая одежда. Несколько тяжело пострадавших были отправлены в Казань на «Метеоре».
По окончательным данным, из 201 человека, находившегося на борту, спаслось 79, подтверждена гибель остальных 122 человек (включая капитана теплохода «Булгария» Александра Островского). В числе погибших оказалось 28 детей.
Операция МЧС по ликвидации последствий этой беспрецедентной чрезвычайной ситуации началась в тот же день и длилась 16 суток. Около 900 спасателей, 200 водолазов из Москвы, Самары, Туапсе, Чувашии, Удмуртии, Башкирии и других регионов самоотверженно работали в зоне бедствия. Для патрулирования на акватории, обследования островов и береговой линии по воде и с суши привлекались 4,1 тысячи человек, 1,1 тысячи плавсредств, 134 воздушных судна.
В 21:35 10 июля борт из Москвы с опытными водолазами и спасателями отряда «Центроспас» и Центра «Лидер» приземлился в Казани. Уже в 23:00 водолазами на затонувшей «Булгарии» было обнаружено первое тело.
Специалисты из разных спасательных подразделений были солидарны во мнении - данная операция была сложной.
Вода Куйбышевского водохранилища очень темная, потому что проходит через болота и торфяники. На месте крушения в воду попало горючее. Водолазы должны были работать в условиях практически нулевой видимости. Затонувший теплоход крутило на дне сильным течением. Узкие отсеки, лежащего на боку корабля, были захламлены предметами мебели. Не каждый специалист справится с такой задачей. Это сложно и с точки зрения психологии человека. Кто-то боится узкого, незнакомого пространства, кто-то – темноты.
Эти работы запомнились и как крайне тяжелые морально. Сначала искали живых. Неоднократно ныряли с молотком, простукивали корпус судна. Очень надеялись, что кто-то сумел выжить.
В течение 4 дней спасатели-водолазы работали круглосуточно, поднимая тела погибших на поверхность. На двух пришвартованных дуг к другу буксирах было устроено 5 водолазных постов со всем необходимым оборудованием. Люди заступали в 5:00 и работали до 17:00. Потом их сменяли. Спали, ели тут же на буксирах и теплоходе «Арабелла».
Позже, с помощью кранов и уникальной оснастки, «Булгария» была поднята со дна и оттранспортирована в ближайший судоремонтный завод в Куйбышевском Затоне.