Крушение теплохода «Булгария»

26
июня
27
июня
28
июня
29
июня
30
июня
1
июля
2
июля
3
июля
4
июля
5
июля
6
июля
7
июля
8
июля
9
июля
10
июля
11
июля
12
июля
13
июля
14
июля
15
июля
16
июля
17
июля
18
июля
19
июля
20
июля
21
июля
22
июля
23
июля
24
июля
25
июля
img

10 июля 2011 года примерно в 13 часов 30 минут по московскому времени в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан потерпел крушение теплоход «Булгария». Основной причиной крушения стало то, что экипаж не задраил иллюминаторы, и в них залилась вода, когда в результате порыва ветра и выполнения поворота возник крен.

Теплоход «Булгария», совершавший круиз по маршруту: Казань — Болгар — Казань. На борту теплохода находился 201 человек.

Согласно отчёту «Ространснадзора»: «Около 12:25 10 июля судно попало под воздействие сильного порыва ветра с левого борта, начался сильный ливень с грозой. В этот момент «Булгария» входил в левый поворот. Следует отметить, что при перекладке рулей влево все теплоходы приобретают дополнительный динамический крен на правый борт. В результате угол крена составил 9 градусов. Иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через открытые иллюминаторы за 1 минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды. Чтобы уменьшить площадь воздействия ветра на левый борт, капитан решил лечь курсом «на ветер». Для этого рули были положены на 15° влево». В результате крен увеличился. Суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту. После этого все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду. За последующие 5—7 секунд произошло резкое увеличение крена от 15 до 20 градусов, в результате чего судно опрокинулось на правый борт и затонуло.

Два судна — сухогруз «Арбат» и толкач «Дунайский 66» — прошли мимо плотов с пассажирами и экипажем теплохода «Булгария». Первым судном, пришедшим на помощь терпящим бедствие, являлся круизный теплоход «Арабелла», экипажем которого и была проведена спасательная операция. На борту теплохода «Арабелла» выжившим была оказана первая медицинская помощь, предоставлены еда, горячее питьё и сухая одежда. Несколько тяжело пострадавших были отправлены в Казань на «Метеоре».

По окончательным данным, из 201 человека, находившегося на борту, спаслось 79, подтверждена гибель остальных 122 человек (включая капитана теплохода «Булгария» Александра Островского). В числе погибших оказалось 28 детей.

Операция МЧС по ликвидации последствий этой беспрецедентной чрезвычайной ситуации началась в тот же день и длилась 16 суток. Около 900 спасателей, 200 водолазов из Москвы, Самары, Туапсе, Чувашии, Удмуртии, Башкирии и других регионов самоотверженно работали в зоне бедствия. Для патрулирования на акватории, обследования островов и береговой линии по воде и с суши привлекались 4,1 тысячи человек, 1,1 тысячи плавсредств, 134 воздушных судна.

В 21:35 10 июля борт из Москвы с опытными водолазами и спасателями отряда «Центроспас» и Центра «Лидер» приземлился в Казани. Уже в 23:00 водолазами на затонувшей «Булгарии» было обнаружено первое тело.

Специалисты из разных спасательных подразделений были солидарны во мнении - данная операция была сложной.

Вода Куйбышевского водохранилища очень темная, потому что проходит через болота и торфяники. На месте крушения в воду попало горючее. Водолазы должны были работать в условиях практически нулевой видимости. Затонувший теплоход крутило на дне сильным течением. Узкие отсеки, лежащего на боку корабля, были захламлены предметами мебели. Не каждый специалист справится с такой задачей. Это сложно и с точки зрения психологии человека. Кто-то боится узкого, незнакомого пространства, кто-то – темноты.

Эти работы запомнились и как крайне тяжелые морально. Сначала искали живых. Неоднократно ныряли с молотком, простукивали корпус судна. Очень надеялись, что кто-то сумел выжить.

В течение 4 дней спасатели-водолазы работали круглосуточно, поднимая тела погибших на поверхность. На двух пришвартованных дуг к другу буксирах было устроено 5 водолазных постов со всем необходимым оборудованием. Люди заступали в 5:00 и работали до 17:00. Потом их сменяли. Спали, ели тут же на буксирах и теплоходе «Арабелла».
Позже, с помощью кранов и уникальной оснастки, «Булгария» была поднята со дна и оттранспортирована в ближайший судоремонтный завод в Куйбышевском Затоне.

Поделиться: