Пожарный автомобиль газодымозащитной службы – пожарный автомобиль, оборудованный агрегатами и пожарно-техническим вооружением для проведения работ в условиях загазованности и задымления. Пожарный автомобиль газодымозащитной службы (АГ) предназначен: для доставки на место пожара или аварии личного состава ГДЗС, СИЗОД; развёртывания на месте пожара контрольного поста ГДЗС; освещения места пожара; обеспечения электроэнергией вывозимого электрооборудования – электроинструмента, дымососов, прожекторов и др.; удаления дыма из помещений, проведения различных видов АСР с помощью специального инструмента и оборудования.
В России первые 2 автомобиля «дымозащитной службы» были сконструированы в Ленинградской пожарной охране на шасси «Рено» в начале ХХ в. В 70- 80 гг. ХХ в. В СССР АГ изготавливались техническими подразделениями гарнизонов пожарной охраны на шасси ГАЗ-66, ЗИЛ-130, «Урал-375», ПАЗ-672. В настоящее время наибольшее распространение получил автомобиль на шасси ЗИЛ-130, выпускаемый на базе пожарного насосно-рукавного автомобиля АНР-40 (130) мод. 127А, в котором вместо пожарного насоса салонного расположения устанавливается генератор мощностью 12 или 24 кВт с приводом от двигателя автомобиля. Первые 2 автомобиля с генераторами тока частотой 400 Гц изготовил Жуковский машиностроительный завод АГ-12 на шасси автобуса ПАЗ-3205 (1994) и АГ-20 на шасси ЗИЛ-5301 «Бычок» (1994). С начала 2000-х годов к производству АГ в России подключились и др. предприятия.
Литература: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения;
НПБ 194-2000. Техника пожарная. Автомобиль газодымозащитной службы. Общие технические требования. Методы испытаний;
Типаж пожарных автомобилей на 2006-2010 гг.