Пожарный автомобиль газоводяного тушения – пожарный автомобиль, оборудованный авиационным двигателем на поворотной платформе с установленной на ней обвязкой из водяных коммуникаций с лафетными стволами и предназначенный для тушения газоводяной струей. Основная область применения пожарного автомобиля газоводяного тушения (АГВТ) – тушение нефтяных и газовых фонтанов, а также пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.
В 1965 в г. Баку были проведены первые эксперименты по определению эффективности автомобиля газоводяного тушения с турбореактивным двигателем ВК-IА. Эти эксперименты проводились пожарно-испытательной станцией УПО УООП Новосибирского облисполкома совместно с научно-исследовательским отделом УПО МООП Азербайджанской ССР и показали высокую огнетушащую эффективность данного способа тушения. В дальнейшем Торжокским заводом «Пожарная техника» были изготовлены образцы АГВТ на шасси ЗИЛ-131 (АГВТ-100), «Урал-375» и КамАЗ-43101 (АГВТ-150). Соотношение подаваемых расходов ОТВ (отработанных газов к воде) в этих автомобилях составляло 2:3. При изготовлении АГВТ применялись и др. модели двигателей: РД-9Ф, РIIВ, д-20П, которые использовались при создании экспериментальных образцов АГВТ отдельными структурными подразделениями пожарной охраны страны. В 2001 ОАО «Пожтехника» изготовило модернизированную модель АГВТ-150 на шасси КамАЗ-43114.
Литература: Пожарные автомобили предприятий России: Сб. нормативных док. Вып. 8. М., 2000;
Машины и аппараты пожаротушения / П.П. Алексеев и др. М., 1972;
Типаж пожарных автомобилей на 2006-2010 гг.