СОДЕРЖАНИЕ
- Основные нормативные документы в области пожарной безопасности
- Типовые инструкции по организации безопасного ведения огневых работ на взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах
- Объектовые инструкции, приказы, распоряжения руководителя предприятия при ведении огневых работ
ВНИМАНИЕ! При изучение данной темы следует учитывать, что деятельность по обеспечению пожарной безопасности детально регламентируется действующим законодательством, которое в рамках проводимых реформ активно изменяется, поэтому рекомендуется положения нормативных правовых актов и нормативных документов в области пожарной безопасности уточнять в актуальных редакциях.
Введение
Пожарная безопасность является одной из составляющих обеспечения национальной безопасности страны. Высокий уровень пожарной безопасности является неотъемлемой составляющей высокого уровня социально-экономического развития Российской Федерации. Пожары наносят значительный материальный ущерб во всех отраслях народного хозяйства, приводят к травматизму и гибели людей.
В Российской Федерации в ежегодно фиксируют более 130 тысяч пожаров, в результате которых гибнут более 8 тысяч человек, общие потери составляют более 100 млрд. рублей. Основные причины и объекты пожаров представлены на рисунке ниже.
Наиболее важной и очевидной проблемой пожарной безопасности, подлежащей разрешению, наряду с повышением эффективности действий подразделений пожарной охраны различных видов, является также повышение эффективности превентивных противопожарных мероприятий и мер, принимаемых гражданами и собственниками для охраны имущества от пожара. Правильная и своевременная работа в этом направлении должна иметь важный социально-экономический эффект в виде добровольного и всестороннего соблюдения требований пожарной безопасности как лично гражданами, так и предприятиями, учреждениями и организациями в рамках служебной или общественной деятельности.
Достижение этой глобальной цели возможно лишь при условии обеспечения высокого уровня обучения населения страны мерам пожарной безопасности, под которыми в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. При этом требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Особая роль в этом процессе отводится руководителям и лицам, ответственным за обеспечение пожарной безопасности организаций, которые не только формируют политику организации в области обеспечения пожарной безопасности, разрабатывают и реализуют меры пожарной безопасности для конкретного предприятия, но также имеют право самостоятельно обучать остальных работников этого предприятия мерам пожарной безопасности в рамках противопожарных инструктажей.
Настоящий курс предназначен для руководителей и лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности в учреждениях (офисах).
1. Основные нормативные документы в области пожарной безопасности
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - № 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Пожар, под которым понимается неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, является одним из источников опасности.
Опасность пожара известна человечеству на протяжении всего периода его существования, однако не только не устранена (исключена), но в современном мире характеризуется повышенным уровнем в силу ряда причин, к числу которых относятся интенсификация хозяйственной деятельности человека, производственная и бытовая энергонасыщенность, научно-технический прогресс, быстрое устаревание технологий, социально-экономические факторы и др.
Удовлетворение потребности в самосохранении, в защите от пожарной опасности реализуется путем осуществления комплекса различных мер, адекватных угрозе, которые составляют систему обеспечения пожарной безопасности.
В Российской Федерации создана система обеспечения пожарной безопасности (СОПБ), которая представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ (ст. 3 ФЗ-69).
Существуют различные определения термина «Система» (от греч. sýstēma – целое, составленное из частей; соединение; сочетание), согласно одному из них - это «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство».
В СОПБ такими элементами являются:
- органы государственной власти,
- органы местного самоуправления,
- организации,
- граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Последними в перечне элементов СОПБ названы граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К таковым, несомненно, относятся:
- руководители и должностные лица органов государственной власти,
- руководители и должностные лица органов местного самоуправления,
- руководители и должностные лица организаций,
- граждане, осуществляющие деятельность без образования юридического лица,
- сотрудники (работники) пожарной охраны,
- работники организаций, осуществляющих производство пожарно-технической продукции, продукции общего назначения, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в области пожарной безопасности,
- работники организаций, осуществляющих работы (оказывающих услуги) в области пожарной безопасности,
- сотрудники (работники) научно-исследовательских и образовательных учреждений пожарно-технического профиля и т.д.
Очевидно, что представленный перечень граждан, принимающих участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, далеко не полон. По нашему мнению, речь должна идти обо всех гражданах Российской Федерации, равно как и об иностранных гражданах и лицах без гражданства, так как каждый из них обязан применять (исполнять) требования пожарной безопасности, что фактически относит их к элементам СОПБ.
В области пожарной безопасности граждане (ст. 34 № 69-ФЗ):
- имеют право на:
защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны;
- обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности;
иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности (ст. 37 № 69-ФЗ):
Руководители организации имеют право:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;
вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
Руководители организации обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
содействовать деятельности добровольных пожарных;
обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
2. Типовые инструкции по организации безопасного ведения огневых работ на взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах.
Согласно понятию огневыми работами называют любые производственные операции, связанные с применением открытого огня и с нагреванием до той температуры, которая способна вызвать воспламенение горючих веществ, газов, наличие искр.
К таким производственным операциям на предприятии относятся различные разрезные работы по металлу, а также газо- и электросварка, процессы с использованием огневого резчика.
На предприятиях, имеющих взрывоопасные и взрывопожароопасные объекты, на основании Типовой инструкции и с учетом требований Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (ред. от 07.03.2019) "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации"), должны быть разработаны Инструкции по безопасному ведению огневых работ с учетом специфики производства.
В организациях, не подконтрольных Госгортехнадзору России, огневые работы производятся в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (ред. от 07.03.2019) "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации").
Порядок оформления на предприятиях подконтрольных Госгортехнадзору России инструкции на проведения огневых работ устанавливается согласно требованиям РД 09-364-00 «Типовая инструкция по организации безопасного проведения огневых работ на взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах».
Инструкция должна содержать следующие разделы:
- Общие требования безопасности
- Требования безопасности до начала работы
- Требования безопасности во время работы
- Требования безопасности в аварийных ситуациях
- Требования безопасности по окончании работ
Инструкция составляется таким образом, что охватывает все этапы проведения огневых работ, от планирования (подготовки) и окончание работы (обязательное наблюдение места работы в течении определенного времени).
3. Объектовые инструкции, приказы, распоряжения руководителя предприятия при ведении огневых работ.
Перед началом производства операций с огнем нужно оформить ряд обязательных документов, без которых опасные процессы не начинаются.
В противном случае у начальников и должностных лиц могут быть проблемы с контролирующими организациями, особенно при возникновении несчастного случая на производстве.
К огневым работам имеют допуск только лишь сотрудники, у которых есть соответствующая квалификация и разрешение.
На каждом производстве должна быть разработана инструкция по организации безопасной реализации огневых работ, а также документ, определяющий ответственное лицо за обеспечение пожарной безопасности, в ведении которого находятся объекты, где планируется проведение данных работ.
Для обеспечения подготовки и проведения действий повышенной опасности распорядительным документом (приказом) назначаются:
сотрудники, ответственные за выдачу разрешения — наряда-допуска;
сотрудники, ответственные за подготовку объекта к проведению опасных действий;
сотрудники, ответственные за проведение работ повышенной опасности, если они выполняются силами штата производственного подразделения.
Уполномоченным специалистом обычно назначается сотрудник из числа инженерно-технического персонала (главный инженер или технический директор) того или иного структурного подразделения.
Он не должен быть привлечён в тот момент к технологическому процессу и должен знать правила безопасного ведения огневой деятельности на взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах.
При этом не допускается назначение одного лица, отвечающего за подготовку и проведение огневых работ.
Если огневые операции проводятся временно, то в обязательном порядке должно быть внесено имя сотрудников, делающих это, в специализированный документ — наряд-допуск.
Без него производить действия с открытым пламенем и искрами, а также высокой температурой запрещено.
Также должны быть приняты все меры по обеспечению безопасности на объекте. Должны иметься средства для тушения пожара, огнетушители нескольких видов.
На месте, которое оборудовано для огневых работ, необходимо наличие средств для пожаротушения. С сотрудниками проводится дополнительный инструктаж по технике безопасности и выдаются средства индивидуальной защиты.
Работы с огнем могут выполнять, и ученики сварщиков или стажеры, но только в присутствии квалифицированного персонала с должным опытом.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
- Система обеспечения пожарной безопасности это…
- Что относится к функциям системы обеспечения пожарной безопасности?
- Требования пожарной безопасности это …
- Какими нормативными правовыми актами Российской Федерации регламентируется разработка инструкций по организации безопасного проведения огневых работ?
- Какой перечень основных документов оформляется для организации огневых работ?
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
- Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»);
- Типовая инструкция по организации безопасного проведения огневых работ на взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах РД 09-364-00.