До революции
Пожарная охрана в Бурятии берет начало в г. Верхнеудинск, важном коммерческом центре Сибири и торговом посреднике между Россией, Китаем и Монголией. Товарооборот проходивших ярмарок составлял сотни тысяч рублей, и происходившие пожары приносили немалые материальные потери. Это вынуждало власти принимать меры борьбы с огнем, прежде всего, указы, распоряжения, наказы, уставы.
Будучи уездным городом Иркутской губернии, Верхнеудинск перенимал передовой опыт соседнего города, в том числе и в области пожарной безопасности. В 1814 г., следуя рекомендациям Иркутского губернатора Н. Трескина, городские власти подписали «Положение о содержании пожарной части в уездном городе Верхнеудинске», где были определены функции и штаты городской полицейской пожарной команды, количество пожарного инвентаря и транспортных средств для них.
Немногим позже возникла пожарная охрана в г. Троицкосавск (ныне г. Кяхта). Как и в большинстве населенных пунктов того времени, в Троицкосавске преобладали деревянные постройки, и часто возникающие пожары причиняли значительный материальный ущерб горожанам. Вопрос о мерах усиления пожарной охраны города специально обсуждался на заседании Троицкосавской Ратуши в 1815 г., где было принято решение построить пожарное депо и учредить городскую пожарную команду. Любопытно, что в знаменитом труде А.П. Чехова «Исторический очерк пожарного дела в России» приводятся сведения именно о Кяхте и Троицкосавске, хотя годы возникновения пожарной охраны там приводятся другие – 1851 г. и 1859 г. соответственно. «Пожарная команда в Кяхте была учреждена в 1851 году… Издержки на обмундирование, провиант и жалованье были отнесены за счет кяхтинского купечества… В 1859 году учреждена команда в городе Троицкосавске».
Являясь важным приграничным торговым пунктом, как и Верхнеудинск, Троицкосавск был средоточием богатого купечества. Вопрос о мерах усиления пожарной охраны города специально обсуждался на заседании Троицкосавской Ратуши в 1815 г., где было принято решение построить пожарное депо и учредить городскую пожарную команду. В дальнейшем, с развитием города, купечество делало крупные пожертвования для развития противопожарной службы, эта обязанность также лежала и на обычных горожанах. Троицкосавск и Кяхта, будучи отдельными населенными пунктами, имели свои пожарные команды, которые содержались за счет городских общественных средств.
Зачатки пожарного дела имелись и в сельской местности. Сведения о состоянии пожарной безопасности поступали от Закаменской инородной управы, Иволгинской сборной избы, Куналейского волостного правления, Баргузинской степной думы, Кульского отдельного общества, Кударинской степной думы, Селенгинской степной думы, Итанцынского волостного правления. Противопожарное оборудование сельских поселений сводилось к наличию в деревнях холодных сараев, лопат, топоров, багров и прочих ручных инструментов. Кроме того, составлялись именные списки сельчан, чтобы каждый явившийся на тушение пожара приносил с собой определенный инструмент. Хотя в силу кочевого образа жизни бурятского населения не всегда такие списки удавалось получить. Так, староста Баргузинской степной думы Х. Цанкиров отвечает, что «… хотя бы и следовало составить имянные списки о инородцах – кто с чем должен являться на пожар но как ведения сей думы инородцы не имея, по русскому обыкновению постоянного жительства по образу своей жизни перекочевывают с места на место… составить имянные списки непочему».
«Огнегасильные» машины были только в городах – Верхнеудинске и Троицкосавске. Боевой одежды у пожарных не было – на тушение они выезжали в собственной одежде.
С принятием официальных документов (положения о пожарных частях, протоколы городских и общественных советов) ситуация с противопожарной безопасностью улучшилась – были построены пожарные депо, водонакопительные емкости, увеличена численность работников, возросли суммы на содержание и приобретение нового пожарного оборудования. Необходимо отметить, что в Бурятии в XIX – начале XX в. существовала огромная диспропорция в снаряжении пожарным оборудованием между городом и деревней.
Между тем пожары в Бурятии продолжали иметь место. Так, весной 1845 г. в центре Троицкосавска прошел сильный пожар, бушевавший несколько дней. Огонь уничтожил все запасы хлеба, купечество понесло большие убытки. Был составлен целый реестр сгоревшего имущества: сотни частных домов, Гостиный двор, мелочный рынок, воинское помещение для учений нижних чинов. Этот пожар, вероятнее всего, послужил толчком для начала строительства каменных зданий в целях пожарной безопасности. Строительство каменных торговых рядов в центре города было начато в 1847 г. и завершено в 1853 г. В этот же период между деревянными усадьбами появляются противопожарные стены – «брандмауэры», которые сохранились до наших дней не только в Кяхте, но и в Улан-Удэ.
Однако самый опустошительный и печально известный дореволюционной Бурятии пожар произошел в Верхнеудинске летом 1878 г. Пожар, начавшийся в усадьбе купца Аарона Лазаревича Самсоновича (ныне ул. Ленина, 23), продолжался более 3 суток. От пожара пострадала вся центральная часть города, сгорело 87 усадеб, все магазины, примыкавшие к базарной площади, здание полиции и деревянное пожарное депо. После пожара на месте сгоревшего деревянного депо в сентябре этого же года в спешном порядке было построено и введено в действие новое одноэтажное каменное здание.
Несмотря на последствия, эти разрушительные пожары дали новый толчок развитию пожарного дела Бурятии, – отношение к пожаробезопасности стало меняться, было принято множество постановлений, указов и инструкций, направленных на борьбу с огнем.
Одним из основных факторов, способствовавших зарождению пожарной охраны в Бурятии, стало геополитическое расположение республики. Первые города республики – Верхнеудинск и Троицкосавск – представляли собой важные торгово-коммерческие центры Восточной Сибири. Защита от пожаров имела едва ли не приоритетное значение для богатого и предусмотрительного купечества, что в конечном итоге положительно сказалось на развитии пожарной охраны Бурятии в целом. Процесс создания профессиональной пожарной охраны республики напрямую был связан с развитием пожарного дела в России. Основное влияние на формирование организационно-штатной структуры, противопожарного вооружения и кадрового состава оказывала Иркутская губерния, в чьем административном подчинении находилась тогда Бурятия.
В XIX в. в Верхнеудинске финансирование пожарного дела осуществлялось путем прогрессивного налогообложения, т.е. пожарная команда содержалась за счет денежных средств, собираемых с жителей города. Примечательно, что содержание пожарной команды поручалось одному из состоятельных людей города по контракту, заключенному с городской Управой. Необходимо отметить два ключевых момента в кадровом комплектовании пожарной охраны того времени – во-первых, появление военных в пожарных командах; во-вторых, использование ссыльных, характерное для регионов Сибири.
Завершение оформления организационной структуры пожарной охраны Бурятии относится к концу XIX в. В это время были определены штатные нормативы, началось строительство пожарных депо для пожарных команд, узаконились подчиненность и финансирование пожарных служб, складывается типовая структура пожарной команды. В этот же период стали создаваться добровольные пожарные общества, ставшие серьезным подспорьем в деле противопожарной обороны.
Советский период развития пожарной охраны
Новый этап реорганизации пожарной охраны в России начался в ноябре 1917 г. 17 апреля 1918 г. СНК принял декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Этим документом было положено начало созданию системы обеспечения пожарной безопасности в новой общественно-политической формации. Для охраны достояния Республики Советов от пожаров, руководства, объединения и развития мероприятий по борьбе с огнем учреждался Пожарный Совет под председательством главного комиссара по делам страхования и борьбы с огнем М. Т. Елизарова.
В состав совета вошло 23 человека, среди которых были представители ряда наркоматов (в том числе НКВД, ВЦИК, Всероссийского пожарного общества, Всероссийского профессионального пожарного союза, Общества пожарных техников).
В то же время Пожарный Совет был, по существу, совещательным органом и поэтому не пользовался правом решать обширные задачи, которые перед ним стояли. В ноябре 1918 г. члены Совета выступили с предложением о реорганизации управления пожарной охраны. Признавая необходимость такого шага, СНК 1 декабря 1918 г. издал декрет «Об организации страхового дела в Российской республике», согласно которому Комиссариат страхования и борьбы с огнем был преобразован в пожарно-страховой отдел ВСНХ. На этот отдел было возложено общее руководство и заведование пожарным и страховым делом.
Руководить пожарным делом в губерниях должны были пожарно-страховые отделы совнархозов, которые подчинялись коллегиям при этих отделах, состоящим из трех членов (два от губсовнархоза и один от губернского профсоюза пожарных), а в городах и уездах – пожарные отделы местных совнархозов или заменяющие их органы (уездные пожарные отделения и советы). В целях предупреждения массового возникновения пожаров и организации борьбы с ними Постановлением Совета труда и обороны «О мерах борьбы с пожарами» от 23 апреля 1921 г. при НКВД была создана комиссия в составе представителей Наркомата труда, ВЧК и НКВД, а при пожарных отделах губернских и уездных исполкомов — в составе представителей отдела труда, ЧК и пожарных отделов. Эти комиссии получили название «Пожарные тройки». Им предоставлялось право через отделы труда привлекать к борьбе с огнем население в порядке трудовой повинности.
12 июля 1920 г. СНК принял постановление «О сосредоточении пожарного дела в НКВД». Этим документом пожарное дело отделялось от страхового.
В наступивший период мирного развития Советского государства основное внимание было уделено:
-образованию центрального и местного органов руководства пожарной охраной;
-развитию и совершенствованию пожарного законодательства, организационно-правовой основы
деятельности пожарной охраны;
-повышению боеспособности пожарных команд и добровольных пожарных дружин;
-организации системы профессиональной подготовки кадров.
Несмотря на героизм пожарных в тяжелейших условиях гражданской войны, система управления пожарной охраны в Советской республике себя не оправдывала. Пожарно-страховой отдел ВСНХ не смог проявить ни умения, ни настойчивости в преодолении трудностей, возникших в работе профессиональных пожарных частей и добровольных пожарных дружин. Его деятельность в отличие от Пожарного Совета носила сугубо административный и явно бесплодный характер и в основном заключалась в издании многочисленных циркуляров.
Отдельные решения Пожарно-страхового отдела ВСНХ были не продуманными и опрометчивыми – свертывается производство пожарной техники, а также проведение научно-исследовательских и других работ в области совершенствования пожарного дела.
В мае 1919 г. в соответствии с решением коллегии Пожарно-страхового отдела была полностью прекращена деятельность Всероссийского пожарного общества, запрещено издание журнала «Пожарное дело», что нанесло непоправимый урон пожарному добровольчеству страны. Многие из добровольцев были выходцами из привилегированных сословий. В условиях разраставшейся гражданской войны часть профессионалов и добровольцев была вынуждена либо эмигрировать, либо устраниться от пожарного дела.
В период обострения ситуации на фронтах большевики были вынуждены проводить дополнительные мобилизации в Красную Армию бойцов пожарной охраны. В результате текучесть кадров в пожарных командах только возрастала, что еще более подрывало их боеспособность, а бойцы пожарной охраны не получали устойчивых практических навыков для тушения огня. В 1920 г. СТО (Совет труда и обороны) постановил возвратить из рядов Красной Армии всех пожарных работников, прослуживших до призыва в армию в пожарных командах не менее 6 месяцев, для использования их по специальности.
Ситуация в Верхнеудинске являла собой отражение происходивших в стране перемен. В начале 1920-х гг., в результате революционных потрясений, пожарная охрана города практически перестала существовать. С установлением в 1922 г. советской власти городская пожарная команда насчитывала около 20 служителей и 6 лошадей, пожарный обоз был неисправен, вооружение и амуниция – расхищены, добровольная пожарная дружина самораспустилась. Единственный пожарный пост при паровозном депо был оснащен одним конно-бочечным ходом с ручным пожарным насосом и на пожары в городе не выезжал.
Несмотря на трудности, Верхнеудинская пожарная охрана постепенно осстанавливалась.
Так, ксередине 1923 г. в пожарной команде города насчитывалось уже 33 бойца; они ремонтировали пожарный обоз, разыскивали утраченное пожарное оборудование, несли пожарную службу. При команде дополнительно содержалось 3 печника-трубочиста для предупреждения пожаров из-за неправильной эксплуатации отопительных печей. Верхнеудинские пожарные располагали 5 коннобочечными повозками, 4 пожарными насосами, 16 лошадьми.
С середины 1924 г. на предприятиях и в организациях Бурятии стали создаваться добровольные пожарные дружины. В начале 1925 г. возобновило свою деятельность Верхнеудинское добровольное пожарное общество, а с 1 мая в здании добровольной пожарной команды восстанавливается круглосуточное дежурство дружинников. Для содержания штатной численности добровольной пожарной команды и проведения пожарно-профилактических услуг для населения ДПО стало выполнять различные печные, штукатурные, побелочные и малярные работы, изготавливать и ремонтировать металлические кровли зданий, осуществлять подвоз воды. И вполне логично, что штатные единицы печников-трубочистов пожарной команды города были переданы в ДПО.
Однако главным в Советской России продолжал оставаться вопрос предупреждения пожаров самим населением. Разовые кампании заменяются массовыми профилактическими мероприятиями. Все вновь поступающие на работу на фабрики и заводы в обязательном порядке стали проходить пожарно-технический минимум. Соблюдение противопожарного режима перенесли непосредственно в цеха, участки, где создавались ячейки пожарных добровольцев. Их организация осуществлялась по профсоюзной линии, а практические занятия проводил начсостав пожарных команд предприятий.
В 1926 г. при Управлении коммунхоза БурАССР была создана пожарная инспекция, в штат которого входило 2 человека – пожарный инспектор и пожарный инструктор. Должность пожарного инструктора была также введена в штаты райисполкомов, сельским советам было рекомендовано назначить пожарных старост на общественных началах.
В 1926 г. для упорядочения охраны промышленных предприятий и использования рабочих масс в пожарном деле центральным пожарным отделом НКВД был разработан и согласован с заинтересованными учреждениями «Нормальный Устав для пожарных дружин в промышленных предприятиях». СНК СССР 15 апреля 1927 г. принял постановление «О мерах охраны государственных и имеющих государственное значение предприятий, складов и сооружений», согласно которому ответственность возлагалась персонально на их руководителей. Это постановление в значительной мере дисциплинировало тех руководителей, которые не придавали должного значения сохранению государственного имущества. Сотрудники пожарной охраны получили возможность активно воздействовать на лиц, ответственных за пожарную безопасность.
Вместе с промышленностью развивалась и пожарная охрана республики. В 1930 г. пожарная инспекция была преобразована в Центральное управление пожарной охраны (ЦУПО), а в 1934 г. ЦУПО из ведения Наркомхоза было передано в НКВД БМАССР и преобразовано в отдел пожарной охраны (ОПО).
В 1930 г. был введен «Устав службы пожарной охраны», которым определялись внутренний распорядок и обязанности должностных лиц, с этого времени в пожарной охране введена обязательная пожарно-техническая подготовка. В 1932 г. пожарные команды были переименованы в пожарные станции. Это название сохранялось до 1935 г.
В 1933 г. в Улан-Удэ практически образовался гарнизон пожарной охраны. Помимо существовавших Центральной пожарной станции, Нагорной добровольной пожарной станции и пожарного поста Паровозного депо, были созданы ведомственные пожарные команды Мехстеклозавода, ПВЗ (ЛВРЗ), Мясокомбината и крупнейшей перевалочной базы «Совмонголтувторг». Кроме того, в городе было около десяти крупных добровольных пожарных дружин на различных предприятиях.
В том же 1933 г. в Улан-Удэ из Москвы поступило 2 первых пожарных автомобиля марки АМО-4 и АМО-Ф-15. Последний, в связи с получением нового пожарного автомобиля ПМЗ-1, в следующем году был передан для пожарной охраны г. Кяхты.
В мае 1934 г. создается самостоятельный отдел пожарной охраны города (Гор ОПО) со штатной численностью: начальник отдела, помощник начальника по политчасти, 2 инспектора по пожарной профилактике, бухгалтер и секретарь. Введение в штат ГорОПО инструкторов по пожарной профилактике означало создание в городе инспекции Государственного пожарного надзора и начало планомерной профилактической работы на объектах народного хозяйства.
Таким образом, к 1935 г. в пожарной охране был в основном завершен период реформ. Все городские пожарные части перешли в ведение НКВД, в пожарной охране устанавливается твердая организация и структура, все пожарные команды, независимо от ведомственной принадлежности, находились теперь в оперативном подчинении ГорОПО, которое, в свою очередь, непосредственно подчинялось ОПО НКВД БурАССР, а последнее – ГУПО НКВД СССР. На объектах народного хозяйства стали проводиться плановые пожарно-технические обследования.
Завершающим этапом формирования пожарной охраны страны явилось постановление ВЦИК и СНК СССР о Государственном пожарном надзоре 1936 г. [3]. Этот документ стал основополагающим в работе по предупреждению пожаров в стране, он действовал до 1977 г. Этот период характеризовался ростом численности профессиональных и просто пожарных команд и в меньшей степени добровольных дружин. Причина, по которой создавались именно профессиональные пожарные подразделения, по всей видимости, заключалась в том, что многие предприятия носили оборонный, стратегически важный характер. И уже от самого наименования создаваемой на объекте пожарной охраны можно было судить о государственном значении предприятия. Пожарная охрана оборонных и особо важных промышленных центров и объектов остается в ведении ОГПУ и военизируется.
В Бурятии пожарные команды по охране ЛВРЗ и Авиационного завода были военизированы и переданы в ведение ОПО НКВД Бурятской АССР. Это были первые военизированные подразделения пожарной охраны НКВД в Бурятии – ОВПК-1 по охране Авиазавода и ОВПК-2 по охране ПВЗ.
В марте 1936 г. в связи со значительным расширением границ г. Улан-Удэ и улучшением теле- фонной связи каланчевая служба была упразднена, а каланчисты были переданы на укрепление боевых расчетов. Городские и ведомственные пожарные части стали оснащаться автомобилями, что позволяло прибывать на место пожара и тушить огонь значительно быстрее, значительно увеличилась численность личного состава. Были созданы выездные пожарные команды на Лесозаводе, на базе Комитета госрезервов и Мелькомбинате.
В районах республики также складываются солидные пожарные силы. Были вновь созданы 3 пожарные команды для охраны промобъектов и населенных пунктов Джидакомбината (в г. Закаменске – по охране основного предприятия, в п. Баянгол – по охране электростанции, на ст. Джида – на базе материального снабжения), в г. Гусиноозерске – для охраны объектов Шахтоуправления. Также были организованы пожарные команды по охране железнодорожных станций «Наушки» и «Гусиное озеро».
К концу 1940 г. на леспромхозах республики, которых было около десятка, была создана пожарностроевая охрана. На ее вооружении были автоводовозки с пожарными мотопомпами или ручными пожарными насосами. На остальных предприятиях, МТС и колхозах Бурятии были созданы добровольные пожарные дружины, оснащенные конно-бочечными ходами с ручными пожарными насосами.
Дезорганизация экономики в начале 1930-х гг. болезненно отразилась на уровне пожарной безопасности в стране, а также существенно подорвала боеспособность пожарных команд. Вместе с тем возврат к единой системе, милитаризация пожарной охраны и обеспечение ее квалифицированными инженерными и командными кадрами позволили не только восстановить утерянные позиции, но и серьезно укрепить материальную базу для предотвращения пожаров и их тушения накануне начала Второй мировой войны.
Современная Россия
Пожарная охрана сегодня – основное подразделение МЧС России. Условия современного развития общества, их влияние на состояние пожарной безопасности в стране и, в частности, в нашей республике, рост числа пожаров и увеличивающиеся размеры социально-экономических последствий от них, требуют многофункционального подхода в ликвидации пожаров. В настоящее время организацией предупреждения и тушения пожаров на территории занимается Главное управление МЧС России по Республике Бурятия – федеральная составляющая пожарной охраны республики. Общая численность личного состава федеральной противопожарной службы составляет 579 человек. Они стоят на защите городов Улан-Удэ, Гусиноозерск и Северобайкальск. Защиту же сельских населенных пунктов осуществляют 73 пожарные части, сведенные в 20 отрядов Государственной противопожарной службы Республики Бурятия, численностью 1083 человека.
Одним из важнейших показателей эффективности деятельности противопожарных служб является их техническая оснащенность. На вооружении федеральной противопожарной службы находится 125 единиц пожарной техники.
С 2011 года ежегодно из федерального бюджета на качественный ремонт пожарной техники по аутсорсингу выделено более 4 млн. рублей. На поступившие средства капитально отремонтированы 4 пожарные автоцистерны.
В соответствии с планом поставок техники на 2013г. вооружение ФПС по Республике Бурятия пополнилось тремя единицами новой пожарной техники: 50-метровая пожарная автолестница «АЛ-50», пожарный автомобиль «Розенбауэр» и автоцистерна АЦ-5.5-40. Поступившая техника находится сегодня на службе жителей г. Улан-Удэ и г. Северобайкальск.
Надо отметить, что начиная с 2008 года, централизовано за счет средств федерального бюджета мы получили 28 единиц пожарной техники: 7 пожарные автоцистерны с улучшенными тактико-техническими характеристиками, 3 пожарные автолестницы, 1 пожарный коленчатый подъемник, 9 оперативно-служебных и 8 специальных пожарных автомобилей.
Парк пожарной техники обновляется не только за счет федерального бюджета. В свою очередь Правительством Республики Бурятия для отрядов Государственной противопожарной службы были закуплены 21 пожарная автоцистерна и 1 пожарная автолестница. В пожарных частях Государственной противопожарной службы РБ имеется 231 ед. техники, 180 из них выполняют функцию пожаротушения.
Кроме того, ведется активная работа по приспособлению военной техники для нужд тушения пожаров, как бытовых, так и лесных. В 2011 году получила новый толчок к развитию добровольная пожарная охрана, главной целью которой было стопроцентное прикрытие сельских населенных пунктов пожарными подразделениями.
Согласно Федеральному закону от 6 мая 2011 г. № 100 «О добровольной пожарной охране» в течение двух лет Главным управлением МЧС России по Республике Бурятия совместно с Бурятским республиканским отделением ВДПО, Республиканским агентством ГО и ЧС и органами местного самоуправление была проведена огромная работа по созданию добровольных пожарных команд в отдаленных районах республики. Результат этой работы сегодня – 411 подразделений добровольной пожарной охраны численностью 3770 человек на территории Республики Бурятия. Самое главное, что различными видами пожарной охраны прикрыты все населенные пункты республики.
Только в 2013 году в территориальные подразделения добровольной пожарной охраны Правительством Республики Бурятия были переданы 25 единиц автомобилей АРС-14, приспособленных для целей пожаротушения. На 1 апреля 2014 г. подразделения ДПО имеют на вооружении 44 единицы основной, 85 единиц приспособленной, 54 единицы вспомогательной пожарной техники и 139 мотопомп.