Первая пожарная команда в Крыму была сформирована во время Крымской войны 1853 – 1856 годов в Симферополе преимущественно из представителей Санкт-Петербургской и Московской пожарных частей.
В состав команды входили брандмейстер, четыре унтер-офицеров и 67 рядовых. Инструменты были изготовлены в пожарных депо Санкт-Петербурга и Москвы (4 трубы средней величины с принадлежностями, 8 рукавов по 5 сажен и др.).
На покупку 35 лошадей для пожарного обоза и приобретение инструментов была выделена сумма из бюджета военного ведомства. Команда охраняла от пожаров Симферополь, переполненный ранеными, и обширные склады военных запасов.
Первоначально пожарная часть располагалась в районе улиц Долгоруковской (ныне улица Карла Либкнехта) и Александровской (ныне имени Розы Люксембург). Впоследствии пожарные находились вблизи здания полиции, во дворе инженерного ведомства, а лошади в большой конюшне, переделанной из цейхгауза гарнизонного батальона.
В целом пожарные получили от городских властей небогатое наследство. Для нужд пожарного обоза здания не были приспособлены. Повозки нередко стояли с вытянутыми дышлами, и при тревоге нужно было их сначала заправить, а затем выкатывать на улицу для закладки лошадей. Конюшня размещалась отдельно от казармы, а при таком варианте требовалось много времени для сбора и выезда по тревоге. Как правило, сборы занимали 5–7 минут.
Служба и условия жизни в пожарной команде были исключительно тяжелы. Пожарные несли бессменное дежурство — фактически день и ночь. Рабочее время составляло 15–16 часов. Пожарный имел право отлучиться лишь раз в неделю на три часа в баню, и раз в месяц ему давалась увольнительная на сутки, чтобы сходить к родственникам или знакомым.
Труд скудно оплачивался. 4 рубля 50 копеек годовых — таково было жалованье рядового пожарного. Младший унтер-офицер получал 12 рублей в год, брандмейстер (начальник команды) — 200.
В Гражданскую войну власть в Симферополе неоднократно менялась. Пожары, происходившие в городе, не тушились, так как противостоять огню было невозможно. 24 июня 1919 года Симферополь заняли деникинские войска. Вновь дым пожарищ застлал небо над городом. Пожарная охрана в городе почти не существовала, вооружение было разграблено, лошадей увели деникинцы.
В ноябре 1920 года Красная Армия разгромила войска Врангеля, Крым стал территорией РСФСР. Через полгода Ревком Крыма своим постановлением восстановил пожарную охрану.
В 1921–1923 гг. работу Крымского областного пожарного подотдела возглавлял первый его заведующий А. В. Антропов — грамотный, энергичный человек и талантливый организатор. Под его руководством пожарная охрана стала переходить с конной тяги на автомобили. В командах Симферополя, Севастополя, Ялты и других городов снимали специальное оборудование с конных обозов и переставляли его на трофейные автомобили, брошенные интервентами Антанты при бегстве из Крыма.
С каждым годом совершенствовалась боевая подготовка пожарных. Переход на трехсменное дежурство намного улучшил их положение, работа по классификации Народного Комиссариата труда справедливо стала относиться к высшей категории по степени вредности и опасности.
БОЕВАЯ ВАХТА
С первых дней Великой Отечественной войны все жители Симферополя поднялись на защиту Родины. Уже в первые месяцы за успешные действия по предупреждению и ликвидации пожаров при налетах вражеской авиации 80 бойцов и командиров пожарной охраны были награждены боевыми орденами и медалями.
В 1942 году в пожарной части города была организована подпольная группа Григория Орленко, которая проводила большую подрывную работу в тылу врага. Советское правительство высоко оценило подвиг подпольщиков. Многие из них за успешное выполнение боевых заданий были награждены правительственными наградами.
Сразу же после освобождения Симферополя исполком городского Совета депутатов трудящихся вынес постановление, которым утвердил правила противопожарной безопасности и обязал все население города выполнять их. В послевоенные годы не хватало специалистов. Поэтому в 1947 году была организована Симферопольская межобластная одногодичная школа младшего командного состава пожарной охраны. Шли годы, менялась техника, но цели пожарной охраны оставались неизменными: защита от огня жизни и здоровья граждан, государственной и частной собственности.
В результате неоднократной смены власти в годы гражданской войны Симферополь сильно пострадал. Пожарные фактически были бессильны противостоять огню, ибо их обозы, инструменты как и все остальное хозяйство города, были разграблены.
Тушить пожары было нечем да и некому: многие пожарные были мобилизованы в ряды Красной Армии.
Работа по охране города от пожаров стала понемногу налаживаться в 1920г. В июне 1921 г. Ревком Крыма принимает постановление по противопожарной охране на территории Крыма, в котором указывалось, что вопрос пожарной охраны во всех местностях Крыма следует считать вопросом первостепенной государственной важности.
В период 1921-1923 гг. работу Крымского областного пожарного отдела возглавил первый его заведующий Антропов А.В. - грамотный, энергичный, талантливый руководитель. Много инициативы, изобретательности проявили пожарные, восстанавливая в те тяжелые годы технику. Под руководством Антропова А.В. пожарная охрана Крыма стала переходить с конной тяги на автомобильный ход. В пожарных командах Симферополя, Севастополя, Ялты и других городов снимали специальное оборудование с пожарных конных обозов и переставляли его на трофейные автомобили, брошенные интервентами Антанты при бегстве из Крыма.
С переходом на "автотягу" условия работы пожарных команд, а также их боеготовность намного увеличилась. По решению Всероссийской пожарной конференции, проходившей в Москве в марте 1923г., за героизм, проявленный при тушении пожаров, за хорошую профилактическую работу, а также успешное перевооружение пожарная команда Крыма была занесена на Доску почета вместе с пожарными командами Москвы, Ленинграда, Киева . Постепенно старую пожарную технику сменили новые машины и механизмы, повысилась боеготовность пожарных, улучшилась профилактическая работа.
В связи с переходом на трехсменное дежурство намного улучшилось положение пожарных, труд которых, по классификации Народного Комиссариата труда, справедливо стал относиться к высшей категории по степени вредности и опасности.