Пожарное дело в Рязанской губернии
Российская Империя
В Рязанской губернии пожары также случались преимущественно от неосторожного обращения с огнём.
До начала XIX века пожары в Рязани тушили по старинке: заливали ведрами из бочек с водой, использовали топоры, багры и другие подручные средства.
К 1804 году на город Рязань приходилось 2 старенькие пожарные трубы, 5 бочек с водой на колёсной тяге и 5 лошадей.
8 июня 1822 года в городах Рязанской губернии были созданы первые профессиональные пожарные команды.
В 1842 году рязанская пожарная команда была разделена на две: Московскую и Астраханскую.
В 1852 году касимовский купец Виктор Коняшин подарил Рязани английскую пожарную трубу.
К концу 60-х годов XIX века пожарная команда формируется из отставных солдат, местных мещан и крестьян. Команды из ведения полиции передают в ведение городского самоуправления.
В губернии повсеместно строят пожарные депо. Одной из достопримечательностей рязанских городов становится пожарная каланча с флагштоком, часто являющаяся самой высокой и центральной точкой города.
Засушливые и пожарные 1889 – 1891 годы подтолкнули власти начать строительство водопроводов в губернском и уездных городах, активизируется принятие противопожарных мер не только в городах, но и во всех селениях губернии.
В 1905 году городом приобретается первая паровая пожарная труба.
В конце XIX века сложилась типовая структура пожарной команды, состоявшей из отрядов: водоснабжения, трубного, лестничного, топорного и охранительного. Устанавливалась должностная и профессиональная специализация пожарных, в числе которых были топорники, факельщики, лазальщики и другие.
Основным техническим средством пожаротушения до конца века оставались ручные пожарные насосы.
Работа пожарного в XIX веке требовала недюжинной отваги и силы духа, была сопряжена с серьезным риском для жизни ввиду использования самых примитивных инструментов для тушения и средств защиты от огня и дыма. Такая важная часть пожарного обмундирования как каска появилась у рязанских пожарных только в конце 40-х годов XIX века. До этого их заменяли кепи – головной убор из плотной ткани. Перемены начались в 1848 году, когда произошел пожар в доме городского головы купца Антонова, на котором пожарные действовали отчаянно и с риском для жизни сумели отстоять часть строений. В благодарность Антонов на свои деньги купил для низших чинов пожарной охраны и брандмейстера 42 каски из «медной латуни», однако право носить их огнеборцы получили далеко не сразу. Рязанский полицмейстер счел головные уборы «подозрительными» и велел сдать их на склад «до высочайшего распоряжения». Последовала переписка с Министерством внутренних дел и только спустя год личным распоряжением императора Николая I рязанская пожарная команда получила право «носить каски по образцу употребляемых в Санкт-Петербурге с изображением местного губернского герба».
Особое внимание уделялось организации работы сельских пожарных дружин. С 1914 по 1920 годы горимость в Рязанской губернии была «сведена к минимуму».
11 сентября 1921 года рязанские пожарные впервые в своей истории увидели, что собой представляет горящая нефть. У станции Бояринцево потерпел крушение товарный поезд. Огненная нефтяная река «текла по насыпи, зажигая всё кругом». Пожарными было спасено 12 человек, число погибших определить не удалось.
В 1922 году знаменательным событием стало появление первого пожарного автомобиля малоизвестной марки «Тюрк Мери», восстановленного Николаем Николаевичем Исаевым – членом Михайловского добровольного пожарного общества.
Члены Михайловского городского пожарного общества, славившегося своими умельцами, во главе с начальником Владимиром Павловичем Бурминым собрали необходимые средства на приобретение автомобиля, и после долгих хлопот им удалось получить старый, почти совершенно разрушившийся автомобиль малоизвестной марки «Тюрк Мери». В течение полугода михайловские огнеборцы под руководством старшего механика Общества Николая Николаевича Исаева, несмотря на насмешки земляков, восстанавливали автомобиль и, после целого ряда испытаний, переделок пожарный автомобиль гордо вышел из депо и проехал по городу.
За 1925-1926 хозяйственные годы от 3 333 пожаров в Рязанской губернии пострадало 8967 домовладений, но в 1926-1927 годах пожаров было уже 4 089, а пострадавших домов – 9 465.
В 1929 году пожарным города Рязани на вооружение поступили первые две автомашины на восстановленных шасси грузовиков «Фиат».
К концу 1932 года во всех сельских Советах были организованы добровольные пожарные дружины, на вооружении которых имелись ручные пожарные насосы.
В 1935 году на базе дружины Троицкого пожарного общества образована третья профессиональная городская пожарная часть, в 1938 – образована четвертая профессиональная городская часть.
В 1937 году создана школа усовершенствования командного состава профессиональной пожарной охраны. На смену конным обозам пришли машины: автонасосы ПМГ-1, ПМЗ-1 и автоцистерны ПМЗ-2. В середине 30-х годов в колхозы стали поступать пожарные мотопомпы.
История не сохранила портретов первых рязанских пожарных, но оставила для потомков их деяния и судьбы в старинных послужных списках, прошениях и справках, сотнях архивных документов. Так, например, выдающейся личностью был первый брандмейстер города Касимова, подпоручик Иван Петрович Петров – боевой офицер, герой Отечественной войны 1812 года, получивший последнюю награду «За безупречную службу» в должности огнеборца. Старейший брандмейстер Московской пожарной части города Рязани Гаврила Дмитриевич Иванов отдал пожарной службе более 30 лет и пользовался уважением горожан, как высочайший профессионал своего дела, за что в 1909 году был удостоен благодарности и денежной награды от городской Управы. Три десятка лет на благо Рязани безупречно трудился и брандмейстер астраханской пожарной команды Григорий Яковлевич Унчиков, за что был награжден званием Потомственного Почетного гражданина. Жизнь этих людей – это целая эпоха в истории рязанского пожарного дела. Многие пожарные дореволюционной Рязани стали организаторами пожарной службы в советское время.
Деятельность пожарных в годы Великой Отечественной войны
С первых дней войны пожарная охрана была переведена на особый режим работы. Весь личный состав переходит на казарменное положение, ведется активная работа по подготовке к несению службы нового пополнения. Понимая, что, как в прежние времена, одним из средств ведения войны является огонь, работники пожарной охраны проводят всеобщее обучение гражданского населения приемам тушения зажигательных бомб, организации противопожарной защиты зданий и сооружений, издается «Наставление по организации пожаров в сельских местностях». В городах формируются комсомольско-молодежные полки противопожарной обороны.
Рязанские пожарные – участники Великой Отечественной войны
Среди тысяч рязанцев, с оружием защищавших Родину от фашистского нашествия в годы Великой Отечественной войны, насчитывается более 150 работников пожарной охраны.
Двое рязанских пожарных были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Это пожарный города Михайлова Иван Фёдорович Зайцев за мужество и отвагу, проявленные в битве на Курской дуге, и пожарный из Рязани Александр Семёнович Полин за героизм, проявленный в битве за Днепр.
Пожароопасный объект Рязани №1
В «Перечне пожароопасных объектов Рязанской области» под №1 стоит Рязанский нефтеперерабатывающий завод. В современных летописях рязанским пожарным РНПЗ посвящено немало героических страниц.
27 июня 1969 года вблизи резервуарного парка, в колодцах промышленной канализации возник пожар. Создалась угроза взрыва резервуаров с легковоспламеняющимися жидкостями и уничтожение производственной установки.
Благодаря самоотверженной работе личного состава пожар был потушен. В результате происшествия погибли четверо сотрудников военизированной пожарной части №8.
За самоотверженные действия, мужество, проявленные при тушении пожара, приказом Министра внутренних дел они награждены медалью «За отвагу на пожаре» (посмертно) и навечно зачислены в список личного состава ВПЧ-8.