Во времена Российской Империи
27 (16) мая 1703 года на отвоеванных в ходе Северной войны у шведов топких болотистых землях в дельте Невы была заложена Петропавловская крепость. Гром пушечного салюта на Заячьем острове возвестил о рождении будущего Великого Города. В 1712 году на берега Невы переехал царский двор, и Петербург стал столицей Российского государства.
В первые годы своего существования город сильно страдал от огня. Пожарная летопись сохранила описания грандиозных пожаров: в 1710 году за одну ночь сгорел Гостиный двор на первой площади города - Троицкой, в 1723 году случился большой пожар на Васильевском острове, в 1736 и 1737 годах два раза подряд выгорала центральная часть Петербурга между Невой и Мойкой.
В первые десятилетия своего существования Петербург застраивался главным образом деревянными и мазанковыми домами, что создавало постоянную угрозу пожаров. Обязанности пожарной охраны были возложены на всех жителей города, которые по специальному сигналу (звуку трещотки, барабанному бою, набатному колокольному звону, а с 1713 и по пушечному выстрелу) обязаны были явиться на пожар со своим инструментом. В разных местах города в караульных помещениях хранились «водоливные трубы» (ручные насосы), доставлявшиеся к месту пожара на телегах.
Указом 1711 квартировавшие в Петербурге войска обязывались оказывать помощь жителям при пожарах.
Указом 1718 руководство Пожарной охраны города возложено на городскую полицию. Горожане, уклонявшиеся от пожарной повинности, подлежали наказанию кнутом и ссылке на каторгу.
В 1722 сформирована специальная пожарная команда при Главном Адмиралтействе.
В 1737 Петербург в административно-полицейском отношении был разделён на полицейские части. Для надзора за соблюдением мер противопожарной безопасности выделялись патрули и караулы, при городской полиции создан специальный пожарный обоз, разработка всех противопожарных мероприятий возлагалась на Комиссию о Санкт-Петербургском строении.
В 1740 специальным указом предписано иметь в гвардейских полках пожарный инструмент и «водоливные трубы». В 1741 созданы пожарные команды для охраны Зимнего дворца и летних императорских резиденций в Царском Селе.
В качестве профилактической меры в 1762 издан указ, запрещавший строительство деревянных домов на Адмиралтейской стороне; владельцам домов предписывалось рыть во дворах колодцы и пруды.
Указами 1763, 1782 и 1786 в штате городской полиции введена должность брандмайора, который возглавлял Пожарной охраны города, в полицейских частях — должности брандмейстеров.
Указом от 29 ноября 1802 учреждена Петербургская городская пожарная команда (численность 786 человек, сформирована к июню 1803). Из её состава выделялись 11 пожарных частей (около 50 пожарных и 10-12 возчиков-фурманов в каждой). При полицейских частях создавались специальные помещения для хранения пожарного инвентаря и конюшни для пожарных лошадей, на зданиях частей строились специальные вышки (каланчи), на которых круглосуточно дежурили по 2 наблюдателя. Сигналы о пожаре подавались с вышки специальными флагами или шарами, ночью фонарями. К месту крупных пожаров стягивались силы всех пожарных частей города, их действиями руководил брандмайор, в особо важных случаях — обер-полицмейстер.
В 1810 на вооружение Пожарной охраны поступила механическая 5-коленная пожарная лестница (высота выдвижения 17 м), сконструированная архитектором В. И. Гесте.
В 1812 учреждено Пожарное депо с мастерскими для производства инвентаря пожарного обоза и «огнегасительных средств».
После пожара Зимнего дворца 1837 года штат Петербургской городской пожарной команды увеличен до 800 человек.
С 1858 для оповещения о пожарах использовался телеграф (с 1898 — телефон). После майских пожаров 1862 года пожарные части стали оснащаться паровыми насосами (первый насос английской фирмы «Шанд-Мейсон» куплен в 1863).
В 1869 на Исаакиевской площади проведены испытания выдвижной пожарной лестницы конструкции К. В. Соболева.
С 1873 личный состав пожарных частей стал комплектоваться по вольному найму (ранее в частях служили солдаты).
В 1878 в Петербурге открыт завод противопожарного оборудования, на котором налажено производство ручных и паровых насосов, гидропультов, лестниц, специального пожарного снаряжения.
По штатам 1880 года, численность городской пожарной команды увеличена до 1027 человек (в том числе 986 рядовых).
В 1883 в Пожарном депо начато производство пожарных лестниц с высотой выдвижения свыше 20 м.
В 1892 в Петербурге прошли 1-й съезд русских деятелей пожарного дела и 1-я Всероссийская пожарная выставка, сыгравшие большую роль в развитии пожарного дела в России.
В 1900 мастер Пожарного депо А. А. Сергеев изобрёл водораспылитель «Победа» (4 ноября на Монастырском поле проведены опыты тушения нефтяных остатков распылённой водой).
В 1904 на заводе «Фрезе и К°» изготовлен первый пожарный автомобиль, поступивший на вооружение Александро-Невской пожарной части (развивал скорость 25 вёрст в час, перевозил 8 пожарных и оборудование).
В 1906 в Петербурге открыты курсы подготовки брандмейстеров (набережная Обводного канала, 151), при которых сформирована образцовая пожарная часть. В 1913 брандмейстер Нарвской части Н. П. Требезов выпустил в свет учебное пособие «Пожарная тактика», в котором подробно разработаны способы и методы пожаротушения.
В 1914 в составе Петербургской городской пожарной команды было 20 пожарных частей (1090 служителей), на их вооружении 20 паровых насосов, 58 повозок, около 400 лошадей; личный состав отличался высокой выучкой и мастерством.
Становление пожарной команды Санкт-Петербурга
С конца ХIX в. для борьбы с пожарами в пригородах Петербурга создавалась добровольная Пожарная охрана. В 1881 году князь А. Д. Львов сформировал добровольную пожарную дружину в Стрельне, в 1884 году граф А. Д. Шереметев создал вольную пожарную команду в Ульянке. В 1893 образовано Пригородное пожарное общество, объединившее вольные пожарные команды и дружины, в том же году в Петербурге создано Российское пожарное общество.
24 июня 1803 года император Александр I подписал Высочайший Указ, по которому жители столицы освобождались от несения пожарной повинности. Из солдат внутренней стражи была сформирована «правильно организованная» пожарная команда Санкт-Петербурга, численностью 1602 человека. По штату, утвержденному этим Указом, команда состояла из 11 частей: 1, 2, 3, 4-я Адмиралтейские, Московская, Каретная, Литейная, Рождественская, Васильевская, Петербургская и Выборгская. В 1811 году была учреждена Нарвская, а в 1828 году - Охтинская. В силуэт Санкт-Петербурга вошли высотные каланчи пожарных частей. С верхних площадок дозорные наблюдали за окрестными улицами, подавая сигнал ночью - фонарями, днем - шарами. И в наши дни город украшают стройные каланчи на улицах Садовой (2-ПЧ), Чайковского (8-ПЧ), на Охте (12-ПЧ), Петроградской стороне (1-ПЧ), на Васильевском острове (9-ПЧ).
2 февраля 1836 года произошла трагедия в центре города на Адмиралтейской площади. Пожар в балагане Лемана унес жизни 126-ти петербуржцев. 17 декабря 1837 года огонь не пощадил даже царскую резиденцию-загорелся Зимний Дворец, в результате пожара большая часть дворца стала жертвой пламени. 25 мая 1862 года огонь уничтожил Апраксин рынок, а в жаркие июньские дни 1882 года на Крестовском острове сгорело 76 дач с надворными постройками.
Большие пожары XIX века нанесли невосполнимый ущерб Петербургу, но вместе с тем способствовали развитию пожарного дела. Также повышалась техническая оснащенность команды.
К началу XX века команда Санкт-Петербурга была образцовой в России и одной из лучших в Европе.
Во времена Советской России
В 1918 в Петрограде при городской пожарной команде образован Главный комитет для координации действий пожарных частей. В декабре 1918 руководство пожарной охраны в Петрограде возложено на пожарный отдел Совнархоза.
В 1920 городская пожарная команда передана в ведение городского управления коммунального хозяйства НКВД.
В марте 1920 в Петрограде открыты краткосрочные курсы пожаротушения.
В 1922 в пожарных частях вместо 2-сменного введено 3-сменное дежурство.
В 1923 в составе пожарной команды Петрограда было 26 частей (около 2100 человек), на вооружении 5 автолинеек, 3 автонасоса, 1 автомеханическая и 14 механических лестниц на конном ходу и другая техника, основной тягловой силой оставались лошади (около 300). В январе 1924 для нужд Пожарной охраны закуплено 15 грузовиков (переоборудованы под автонасосы), ими оснащены 8 частей.
В 1924 в Ленинграде открыт пожарный техникум.
В 1925 Ленинградский гидромеханический завод выпустил первую серию пожарных машин на восстановленных шасси старых грузовиков, в 1926 завод «Промет» — первый отечественный автонасос на шасси АМО-Ф-15.
В феврале 1933 впервые в практике пожаротушения В. В. Дегтярёв применил в задымлённом помещении кислородно-изолирующий противогаз, что положило начало созданию в Ленинграде газодымозащитной службы (ГДЗС). 1 мая 1933 года в ленинградском гарнизоне пожарной охраны в боевой расчет было включено первое в стране отделение ГДЗС. У истоков создания этой службы стояли В.В. Дехтерев, Г.Е. Селицкий, М.Ф. Юскин.
Наряду с пожаротушением серьезное внимание уделялось вопросам предупреждения пожаров. В 1933 при Ленинградском институте инженеров коммунального хозяйства открыт факультет инженеров противопожарной обороны (работал до 1941 года).
В 1934 Управление пожарной команды Ленинграда преобразовано в Управление пожарной охраны (УПО) городского управления НКВД (затем — МВД СССР, ныне УПО Главного управления внутренних дел Леноблгорисполкомов).
Испытание войной
С начала Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года УПО — противопожарная служба МПВО [начальник службы — полковник (с 1944 генерал-майор) М. К. Сериков, начальник штаба Б. И. Кончаев (с 1942 С. Г. Голубев), комиссар Г. П. Петров], в тот же день личный состав перешёл на казарменное положение, введено 2-сменное дежурство, все машины перекрашены в серый цвет.
В июле 1941 года специальным постановлением СНК Пожарной охраны Ленинграда была военизирована и сведена в отряды соответственно административному делению города (эта структура действует и ныне).
К моменту начала массовых воздушных налётов на Ленинград (8 сентября 1941) в распоряжении Пожарной охраны было около 11600 человек, 339 автонасосов, 94 автоцистерны, 13 автомеханических лестниц, 34 специальные машины, 13 пожарных пароходов и катеров.
К 10 июля 1941 в Ленинграде сформированы 2375 групп самозащиты (около 70,5 тыс. человек), к началу сентября 1941 созданы около 6 тыс. пожарных звеньев на предприятиях и свыше 3 тыс. в домохозяйствах. За 4 месяца их силами потушено 86% сброшенных на Ленинград зажигательных бомб (лишь 14% бомб вызвали пожары, тушением которых занимались части Пожарной охраны).
18 августа 1941 года в Ленинграде сформирован комсомольский противопожарный полк (1600 бойцов, командир — полковой комиссар С. С. Воронов, начальник штаба А. М. Фролов, комиссар М. М. Гитман). За время блокады бойцы полка потушили 5 тыс. зажигательных бомб, ликвидировали 430 крупных пожаров, спасли ценностей на сумму 5032 тыс. рублей. В 1942 полк подготовил 700 истребителей танков, направил в партизанские отряды свыше 280 лучших бойцов и политработников, воину полка В. И. Ермаку присвоено звание Героя Советского Союза (1944, посмертно).
21 августа 1941 из личного состава пожарных команд сформировано 11 стрелковых батальонов (позднее сведены в отдельную дивизию Пожарной охраны из 3 полков; командир дивизии — начальник УПО полковник М. К. Сериков, начальник штаба — полковник В. П. Верин, комиссар — начальник политотдела УПО полковой комиссар Г. П. Петров).
За 900 дней блокады в результате бомбардировок и артобстрелов в Ленинграде произошло свыше 12 тыс. пожаров, в борьбе с огнём и под обстрелом погибло свыше 2 тыс. пожарных. Пожарные Ленинграда участвовали в строительстве оборонительных сооружений на подступах к городу, прокладке «Дороги жизни», обеспечивали население города, госпитали и больницы водой.
1 января 1943 бюро горкома ВКП(б) и Исполком Ленсовета приняли постановление «О борьбе с пожарами», в котором основное внимание уделялось расширению профилактической работы в жилом секторе и на промышленных предприятиях. Благодаря принятым мерам число пожаров в 1943 сократилось по сравнению с 1942 на 63%, а убытки — на 98%.
5 апреля 1944 приказом Военного совета Ленинградского фронта из личного состава Пожарной охраны сформированы 2 роты сапёров, направленные на разминирование пригородов Ленинграда.
В июле 1942 года пожарная охрана Ленинграда первой в стране была награждена орденом Ленина. В истории навсегда останутся имена работников пожарной охраны, защитивших город от огня. Это Б.И.Кончаев, М.К.Сериков, Г.Г.Тарвид, С.Г.Голубев, Г.М.Кулаков, М.В.Данилов, В.Я.Мялло, Н.Г.Лукашевич и многие другие.
С весны 1944 служба в гарнизоне Пожарной охраны Ленинграда строилась по принципам мирного времени.
В 1941-45гг. свыше 1 700 ленинградских пожарных награждены орденами и медалями, весь личный состав Пожарной охраны — медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
Ленинград не только выстоял, но и победил. И остался единственным среди крупных городов Европы, куда ни разу за всю его историю не вошли завоеватели. Город стоял неколебимо, как Россия.
Послевоенные годы
В 1946 при УПО Ленинграда создана Подвижная пожарная лаборатория (в 1955 на её базе образована первая в стране Пожарно-испытательная станция). В сентябре 1946 пожарный техникум реорганизован в Ленинградское пожарно-техническое училище МВД СССР (первое в стране).
В 1947 на комбинате «Красная нить» образована первая в СССР пожарно-техническая комиссия, главная задача которой — привлечение инженерно-технических работников к разработке мер по снижению пожароопасности технологических процессов.
В 50-х гг. в мастерских УПО изготовлены первые типовые автомобили спецслужб (газодымозащитной службы, водозащитной, связи и освещения).
В 1957 в Ленинграде открыта первая в стране Пожарно-техническая выставка (ныне Пожарно-технический центр).
В 1964 в Ленинграде создана федерация пожарно-прикладного спорта (в 1965 прошёл первый чемпионат СССР, в 1968 — первые международные соревнования).
В 1990 в системе Пожарной охраны Ленинграда свыше 50 подразделений, на их вооружении — автоцистерны, автонасосы, автомехлестницы и гидроподъёмники, автомобили пенного и порошкового тушения, передвижные насосные станции и другая техника, а также пожарные корабли «Ракета».
В декабре 1984 в Ленинграде введена автоматизированная система управления силами и средствами Пожарной охраны К началу 1989 на объектах народного хозяйства и в жилом секторе установлено около 17 тыс. автоматических установок охранно-пожарной сигнализации, около 4,8 тыс. — пожарной связи, около 2,6 тыс.- автоматического пожаротушения. В апреле 1989 вошёл в строй производственно-технический центр УПО по ремонту, обслуживанию и производству автотехники для Пожарной охраны Ленинграда и области. В 1988 ряд предприятий Ленинграда приступил к выпуску отдельных узлов и оборудования средств пожарной защиты и пожаротушения.
Ленинград — один из крупнейших центров подготовки кадров пожарной охраны: в 1972 при Пожарно-техническом училище созданы курсы переподготовки руководящего состава Пожарной охраны, в 1978 на их базе образован Ленинградский факультет повышения квалификации Московской высшей инженерной пожарно-технической школы МВД СССР. В том же году Пожарно-испытательная станция преобразована в Ленинградский филиал ВНИИ противопожарной обороны МВД СССР.
В 1987 открыта Ленинградская высшая пожарно-техническая школа МВД СССР, которая готовит инженеров противопожарной техники и безопасности.
26 ноября 1964 в Ленинграде прошёл 1-й съезд Всероссийского добровольного пожарного общества (ВДПО), который принял его устав. В 1973 создана Ленинградская организация ВДПО, которая объединяет свыше 350 тыс. членов (в 1990 году одна из крупнейших в РСФСР). На учебно-курсовом комбинате ВДПО ежегодно обучается свыше 10 тыс. человек. Помощь профессиональным пожарным оказывают добровольные пожарные дружины, боевые расчёты которых ликвидируют ежегодно тысячи пожаров и загораний. 78 добровольцев награждены медалями «За отвагу на пожаре».
Современная Россия
Современные огнеборцы достойно продолжают славные традиции ветеранов. В послевоенные годы за мужество и героизм, проявленные при тушении пожаров и спасание людей, более 400 пожарных Ленинграда-Санкт-Петербурга награждены правительственными наградами.
Сегодня перед бойцами огненного фронта стоит немало проблем, но личный состав гарнизона готов решить любые поставленные перед ним задачи и надежно защитить от огня наш Великий Город.